Наиболее психологически травматична для ребёнка школьная ситуация именно в начальной школе. Чем младше ребёнок, тем строже требования к природосообразности обучения.
К. Д. Ушинский настаивал на том, что выбор метода обучения определяется возрастом детей, что чем меньше возраст учеников, тем больше требуется педагогических знаний учителю. Он говорил об этом так: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно». Этим «широким основанием» и стала наша детально проработанная дошкольная подготовка, начальная школа и большая часть пособий для 5 и 6 классов.
Природосообразная методика обучения жизненно необходима ребёнку до младшего подросткового возраста, до этапа формирования у него абстрактно-логического мышления, то есть до 6 класса включительно.